ДЕМОНТАЖ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ ВЕНТИЛЯТОРА РАДИАТОРА
Ну вот и пришел тот день, когда стал отказывать вентилятор радиатора, и что самое интересное ,когда машина в движении срабатывает нормально. Стоит встать в пробку, или просто остановиться с работающим двигателем, как тут же стрелка термометра ползет вверх, и приходится включать печку салона на полную чтобы не перегреть двигатель. Обнаружил это еще по осени ,когда делал смену масла , и промывал двигатель. Оставил его работать , подошло время сливать масло, залезаю в салон ,чтобы загнать машину в гараж, ух ты а температура ОЖ уже критическая. Открыл капот, и вижу что вентилятор не вращается. Первое на что подумал - реле вентилятора, которое стоит на передней панели на полке над радиатором. Старым дедовским способом. Хрясь по панели кулаком, он и заработал. В последствии выяснилось что не реле виновато , а двигатель вентилятора радиатора - попадает в мертвую точку из которой он не может стартовать. На ходу потоком набегающего воздуха крыльчатка вентилятора вращает вал , сдвигая его с мертвой точки.
Немного о конструкции двигателя.
Существует два варианта исполнения двигателей с которыми я столкнулся.
Вариант 1.
Двух коллекторный. Этакое чудо. Где один коллектор расположен над другим ,на валу двигателя. Соответственно регулировка скорости вращения вала двигателя осуществляется за счет подачи питающего напряжения либо на обмотку 1 либо на обмотку 2. В этом варианте щеточный узел состоит из 8 щеток , расположенных в двух уровнях на несущей площадке. Каждая пара щеток расположена крест накрест.
Провода подводящие питание на двигатель красного , зеленого (по ним идет + 12 Вольт) и черного (масса) , заделаны напрямую в корпус двигателя.
Вариант 2
Одно коллекторный двигатель . Соответственно одно скоростной. Вторая скорость реализована засчет включения в цепь питания двигателя выносного гасящего керамического сопротивления. Оно закреплено на ребре жосткости решотки вентилятора.
Провода подводящие питание к двигателю красного цвета (+12 Вольт) и черного (масса). Зеленый провод (вторая скорость вращения двигателя) уходит в гасящий резистор.
Как ремонтировать
В моем случае был неисправен мотор изготовленный по первому варианту. (с двумя коллекторами).
Порядок работ:
Снятие вентилятора радиатора.
Демонтаж двигателя вентилятора.
Разборка двигателя.
Ремонт двигателя.
Сборка двигателя.
есть одна хитрость... щетки второго яруса нужно зафиксировать, вставив в отверстия ,рядом с пружинами, подходящие по диаметру предметы (например спички, или зубочистки)
защелкнуть плату в корпусе и вытащить фиксаторы щеток. (щетки подведены к коллектору, не допускайте снятия платы, в противном случае операцию повторить сначала, иначе возможно разрушение или повреждение щеток)
черный - минус 12 Вольт
красный - плюс 12 Вольт максимальная скорость вращения вала двигателя.
зеленый - плюс 12 Вольт минимальная скорость вращения двигателя.
ВНИМАНИЕ !!! Не подавать +12 В одновременно на красный и зеленый провод.
Установка и сборка вентилятора.
Таким образом на сегодняшний день 10.04.05 экономится от 570 $ (оригинал от Volvo ) - 250 $ (оригинал от Bosch). Можно еще китай за 177 $ ,почувствуйте разницу.